Аристотель о цвете

You are here:
Приблизительное время чтения: 5 мин

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) писал:

«Все люди от природы стремятся к знанию.

Свидетельством тому – (наша) привязанность к чувственным восприятиям: по мимо их пользы, восприятия эти ценятся ради них самих, и больше всех то из них, которое происходит с помощью глаз: ибо мы ставим зрение, можно сказать, выше всего остального, не только ради деятельности, но и тогда, когда не собираемся делать что-либо. Объясняется это тем, что чувство зрения в наибольшей мере содействует нашему познанию и обнаруживает много различий (в вещах)». Свои представления о цвете Аристотель связывал с «метафизикой» света и считал, что свет – это нематериальное, идеальное, не видимое, абсолютно невидимая материя, прозрачная. Для Аристотеля прозрачность в бесконечной степени – это свет, прозрачность в конечной степени – цвет. Представление Аристотеля о цвете основано на диалектике идеального и материального, а основные цвета неотделимы от свойства стихий, земли, воздуха, воды, огня. Земле, воздуху и воде соответствует белый, огню – жёлтый; чёрный цвет возникает при пере ходе одной стихии в другую. Остальные цвета происходят от смешения этих основных цветов и света.

«У способности зрения – процесс видения, и помимо этого процесса от способности зрения не получается никакого другого результата; а в некоторых других случаях что-нибудь подобное получается, например, в результате строительного искусства – дом. Олово подобно серебру, поскольку оно – белое, а золото подобно огню, поскольку оно жёлтое и красноватое». Прекрасные цвета у Аристотеля – красный и фиолетовый (пурпурный).

В трактате «О цветах» Аристотель выяснял причины образования той или иной окраски в предметах живой и неживой природы. В связи с этим труд Аристотеля представляет интерес для истории эсте тики. Здесь представлена одна из ранних попыток отыскания закономерностей в одной из главных областей чувственного восприятия.

Гёте считал, что «под именем Аристотеля мы можем собрать всё, что было известно древним по этому предмету»

Из трактата «О цветах» можно получить картину взглядов автора на цвет и установить принципы античного цветоведения. Античный способ мышления заставлял автора не отделять рассмотрение вопроса о цвете от описания тех физических тел, которые служат носителями цвета. Телесные и осязательные аналогии свойственны для античности.

И Аристотель также связывает цвета со свойствами стихий: земли, воздуха, воды и огня. Что такое стихии, с которыми у философа связаны основные цвета? Стихии есть степень напряжения материи. Досократики говорили о сгущении и разрежении. Платон видел в них пример числовых отношений. Вся античность представляла стихии как ту или иную степень напряжения материи, эфира, идеи. И отсюда видно, что цвета должны находиться в зависимости от типа элементов, цвет есть известного рода напряжённость. В цвете два главных плана: свет и тьма. Они находятся в состоянии активного противоречия или борьбы.

«В жёлтом или красном свет, напряжённо преодолевая тьму, является наступающим началом; в синем он уходит вдаль, в зелёном оба противоречивые начала находятся в состоянии мира, покоя, равновесия»

Аристотель начинал с установления различия между цветами простыми и составными, или смешанными. Простыми цвета ми он признавал три цвета: белый, чёрный и жёлтый. Эти цвета присущи стихиям. За исключением огня, все стихии белые. В трактатах Аристотеля «О душе» и «О чувственном восприятии» вода и воздух прозрачны, то есть бесцветны, а в трактате «О цветах» вода и воздух являются носителя цвета. «Земля хотя по природе и бела, но вследствие проникновения в неё окрашивающих веществ бывает многоцветной». Четвёртая стихия – огонь – имеет жёлтый цвет. «Золотистый цвет получается, когда сильно сияет сгущённый жёлтый и солнечный».

Возникает вопрос: откуда же берётся третий простой цвет – чёрный? Чёрный цвет есть цвет, и не должен быть принимаем за темноту. Чёрный цвет именуется цветом, в отличие от темноты, которая не имеет цвет. А. Ф. Лосев отмечал, что ни Демокрит, ни Платон не дали теорию цветов в такой форме.

У Аристотеля цвет есть система двух борющихся сил: света и тьмы. «Победа света над его инобытием – в той или иной степени внутренней пронизанности им этого инобытия. Это и есть цвет».

В трактате «О душе» философ рассуждал: «Итак, видимое есть цвет. Он находится на поверхности того, что видимо само по себе. Слова «само по себе видимо» нужно брать не в логическом смысле, а поскольку по себе видимое в себе самом заключает причину, почему оно видимо». Следовательно, свет видим сам по себе, цвет же виден через свет; свет наличен в цвете, но не в смысле своего непосредственного со держания (тогда ведь и был бы просто свет, а не цвет), но в смысле принципа, впервые делающего возможным существование цвета. Аристотель здесь же продолжал:

«Подобно тому, как слух и любой орган чувств может быть направлен на слышимое и неслышимое, зрение – на видимое и невидимое».

Тема энергии цвета Аристотеля сходна с платоновским учением о стягивании и разрежении среды проходящим по ней белым цветом. Но у Платона эта теория не столько теория, а лишь случайное наблюдение. Воз действие на органы чувств – в частности на глаза – возможно, по Аристотелю, только через соприкосновение. Прозрачной средой, служащей для передачи цвета от предмета к глазу человека, является воздух. Как и Демокрит, Аристотель – во власти физических представлений.

О зелёном цвете Аристотель писал, что он присущ всему, рождаемому землёй. Застоявшаяся вода всегда бывает сначала жёлто-зелёной, смешиваясь с солнечными лучами. Озеленение влаги под действием лучей солнца объясняется смешением жёлтого и чёрного, которое и даёт зелёный цвет. Здесь играют роль условия, при которых происходит смешивание чёрного с жёлтым. В жёлтом цвете есть две возможности: в направлении красного, через оранжевое, и в направлении к зелёному – через бледное жёлто-зелёное. Пурпуровым становится воздух, когда солнце приближается к закату или восходу. Этот же цвет, отмечал Аристотель, мы видим в море, когда поднимающиеся волны затеняются собственным изгибом. Когда в эти изгибы попадают слабые лучи солнца, появляется фиолетовый цвет.

Цветовая шкала Аристотеля

У Аристотеля нет разницы между хроматическими и ахроматическими цвета ми. Серое есть результат смешения бело го и чёрного, но и фиолетовое получается в результате смеси белого и жёлтого, так в первом случае белое освещает и затемняет извне, а во втором свет входит во внутреннюю конституцию цвета. Случайные физические явления переносятся на смешение их цветов и на самые тела – это обычный метод древних.

А. Ф. Лосев отмечает, что в аристотелевских сочинениях о цвете постоянно чувствуется мысль о художественной, или эстетической значимости цветовых сочетаний. Значение пропорциональности цветов подчёркивается по аналогии с музыкальными созвучиями. В трактате «О душе» читаем: «Если какие-нибудь звуки создают созвучие, звук же и слышание звука – отчасти одно, а отчасти не одно и то же, созвучие же есть некоторая соразмерность звуков, то необходимо, чтобы и слышимое было соразмерностью. В области цвета происходит то же: зрение подавляется слишком ярким или слишком тёмным. Поэтому и приятны бывают вообще пред меты чувствования, когда, будучи чисты и беспримесны, сохраняют свои соразмерности… Вообще же смешанное является в большей мере созвучным, чем высокое или низкое. Выходящие за пределы соразмерности или причиняют боль, или действуют разрушительно». Все эти суждения Аристотеля присоединяются к общегреческой эстетической традиции.

Эстетика Аристотеля основана на учении о присутствии идеального в самом же материальном. Идеально чистый цвет только и присутствует в тех материальных цветах, которые мы чувственно воспринимаем.

Философию и эстетику Аристотеля можно назвать символической. Каждая вещь у него имеет свою идею. И всякая такая идея не может находиться вне самой вещи, но только – в ней самой. У Аристотеля полу чается, что вещь не существует вне осмысливающей её идеи, а идея вещи нигде не существует вне самой же этой вещи, которая данную идею осуществляет. Аристотель создал цветовую систему, включающую семь цветов: линейная последовательность изменения цветов в течение суток от белого до чёрного, между которыми располагается пять цветов от бело-жёлтого, алого, пурпурного до зелёного и тёмно-синего. Эта система оставалась основополагающей до 1666 года, до открытия Ньютона.

А. Ф. Лосев подчёркивал эстетический характер цветовых учений античности, но отмечал, что в эпоху античности цвета извлекались из общей картины мира и овеществлялись. Античные представления о цвете были по большей части материалистичными. Свет и его производная – цвет – играли важную роль в античной философии, но эстетическое значение цвета было мало заметно за такими понятиями, как гармония, мера, соразмерность.

Была ли статья полезной?
Просмотров: 2580

Понравилась статья? поделись с друзьями!

Facebook
ВКонтакте
Одноклассники
WhatsApp

Андрей Константинов

Автор метода Я-Графика, основатель проекта "Нервано" Личный опыт преподавания Нейрографики и Я-Графики с мая 2016г (на сегодняшний день более 600 студентов, тысячи супервизий). Практик Симорона и Цигун более 25 лет. Сертифицированный специалист висцеральных практик

Интересно?

Давайте попробуем

Тест драйв на курс “11 алгоритмов”

После бесплатной регистрации вам сразу будет открыт доступ к 11 первым урокам курса

На этом сайте используются файлы cookies исключительно для обеспечения наилучшего взаимодействия с посетителями. Если Вы согласны, просто закройте это окно