Перейти к содержимому
МЕНЮМЕНЮ
  • КУРСЫ
        • Я-Графика. Стартовые Ключи.

        • 12 Алгоритмов НГ

        • БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП
        • ВСЕ КУРСЫКаталог всех курсов школы
        • ПРОСТРАНСТВО ЗДОРОВЬЯ

  • МАТЕРИАЛЫ
        • БлогСтатьи о нейрографике, я-графике и творчестве
        • База знанийБаза полезных знаний и материалов
        • ГалереиГалереи рисунков хороших людей
        • ВидеоВидеоканал школы
  • О ШКОЛЕ
        • ОтзывыПочитать или оставить отзыв можно здесь
        • Об авторе проекта
        • Есть вопросы?
  • Войти

Платон и цвет

  • Андрей Константинов
  • 1 мая, 2018
You are here:
  • KB Home
  • Теории цвета
  • Платон и цвет
Приблизительное время чтения: 4 мин

Эстетический принцип Платона существовал в области действительности. Красота у философа являлась и умом, и душой, и телом, т. е. всем тем, что Платон как раз и считал действительностью. Цвета у Платона «являются самостоятельным идеальным, будучи вполне безотносительными в сравнении с окружающими предметами… поскольку причиной зрения, света и цветности является всемогущее и всезиждительное солнце».

Для Платона естественные цвета реальных предметов являлись «идеальным пред метом»: «… и они тоже находятся на небе и тоже обладают космическим характером» Цвет для Платона проявляется в окружающих предметах, а следовательно, обладает формой. Красоту цвета Платон выводил из своего понимания сущности красоты, а наивысшая красота заключалась в идее. Красивые цвета прекрасны сами по себе. Белый цвет – самый прекрасный, потому что наивысшим проявлением пре красного в бытии является яркое и ясное. Таким образом, прекрасный цвет – это некое идеальное.

Свет в эстетике Платона являлся одним из самых центральных понятий. Свет – тончайшее вещество, в этом определении видны античные корни платонизма. Блеск и свет для Платона – одно и то же. Зрение он называл излучением света. Искусства существовали у него благодаря «светлейшему огню» Прометея. Платоновское учение о свете имеет мало общего с нашим представлением об этом предмете. Свет – это не обыкновенный физический свет, потому что солнце – это источник знания и бытия; это своеобразная символическая теория и символическое мышление, которое можно найти и в других античных представлениях, в представлении о хаосе, эфире, Эросе, дне и ночи и других космических образах.

Для Платона цвет – не просто окрашенность предмета, цвет несёт с собой дыхание жизни, настроение и выражает душевное состояние. Платон прибегал к цветовой характеристике комического переживания, он говорил, что удовольствия и страдания в комедии – темнее других удовольствий. Философ считал, что цвет является не бесформенным и обладает определенной фигурой. В идеальном государстве Платона не нужны никакие искусственно производимые цвета и краски. Зрение являлось совпадением светоносности глаз и объективного света, но Платон отмечал также и то, что у цвета есть своя собственная сущность, краски сами по себе ещё не есть пре красное. Зрение – это чистое и ясное ощущение, поскольку причиной зрения, света и цветности является солнце. Целая гамма цветов указана в характеристике платоновского учения в «Федоне» о небесной земле. Разными цветами обладают и все космические сферы – блестящий цвет для Солнца, отражённый для Луны и Земли, желтоватый для Сатурна и Меркурия, белый для Юпитера и красный для Марса. Самый красивый цвет – белый. Богам следует при носить белые ткани, так как им вообще подобает белый цвет. Таким образом, Платон в своих представлениях о цвете являлся сторонником античной идеалистической эстетики. Даже и в материальной области он признавал красивыми те цвета, которые являются естественными качествами тех или других предметов. Неопределённые, неяркие, ненасыщенные, легко смываемые и некрепко нанесённые на вещь цвета он считал безобразными. Однажды установив какой-нибудь естественный и насыщенный цвет, Платон начинал внимательно в него всматриваться, искал его сущность или смысл и любовался тонкостью игры цветов. Такие цвета для него оказывались тоже идеальным предметом, они тоже находились на небе и тоже обладали космическим характером. Эту причудливую смесь идеализма и материализма в оценке цветовых качеств вещей обязательно надо иметь в виду в отношении Платона к цветам.

Один из феноменов платоновского цветовидения – “стягивание” и “разрешение” в цветах (учение о белом и чёрном цвете как разрешении и стягивании цветности). Белый цвет представлялся Платону как наи более растянутый, разрежённый; все же другие цвета мыслились в той или иной степени стянутыми или уплотнёнными. Белый цвет разрежён до того, что даже перестал быть цветом и превратился в нечто бесцветное. Эстетический факт разной светлоты или светлости цветов говорит сам за себя. Черный цвет, конечно, наиболее стянут, так что тоже перестал быть цветом.

Античные мыслители, в том числе Платон, не могли воспринимать цвет в его изолированной абстрактности, но всегда ощущали в нём то или иное трёхмерное тело. Загадочным является учение Платона о воде. Для получения хроматического цвета то, что он называет «огнём», должно пройти не через «белое» или «чёрное» и не через какую-нибудь вообще среду, но через «воду». Платон чувствовал специфичность среды, необходимой для прохождения единого светового луча в случае хроматических цветов.

Платон дал описание отдельных хроматических цветов. Огонь, возникающий наподобие молнии, но не гаснущий в воде, смешивающийся с нею, даёт цвет крови, багровое, красное. Тут Платон не описывал только того важнейшего обстоятельства, что красное видится нами со стороны прозрачной среды, через которую идёт белое (огонь) в обратном направлении, в то время как по линии луча, уходящего в эту среду, мы получили бы уже не красное, но голубое. Итог учения Платона – в «Тимее»:

«… уместнее и нужнее всего надлежащим образом сказать о цветах. Те частицы, которые несутся от других тел и сталкиваются со зрительным лучом, бывают либо меньше, чем частицы последнего, либо круп нее, либо такой же величины. Те, что имеют такую же величину, неощутимы, и мы называем их прозрачными. Напротив, те, что больше, сжимают зрительный луч, а те, что меньше, расширяют его, и действие их можно сравнить с действием холодного и горячего на нашу плоть, а также с действием терпкого и обжигающего… Это – белое и чёрное, то есть впечатления, рождённые в иной области чувств, чем только что перечисленные, и потому кажутся иными, но на самом деле тождественные им. Так мы и назовём их: «белое» – то, что расширяет зрительный луч, «чёрное» – то, что его сужает. Когда же огонь иного рода, несущийся более порывисто, ударяет в зрительный луч, проникает его до самых глаз, насильственно разверзает глазные проходы и разжижает их вещество, он заставляет излиться оттуда весь тот огонь и воду, что мы называем слезами. Поскольку же с двух сторон встречаются два огня, причём один с молниеносной силой бьёт из глаз, а другой входит в глаза и там угасает от влаги, из их смешения рождаются всевозможные цвета; это называют переливами, а тому, чем вызвано такое состояние, дали имена блестящего и сверкающего»

Понимание всех этих соединений значительно облегчается, если принять во внимание, что цвет для древних был той или иной цветной вещью, цветным трёх мерным телом. «Кровь», «порей», «сталь»,«море», «небо» и т. д. – вот что мы забываем при обсуждении античного, и в частности платоновского, восприятия света и цвета. Если вернуться к античному цветоведению, как оно дано у Демокрита и в платоновском «Тимее», то можно сказать, что понимание цветности в античности – это понимание всякого цвета как прежде всего трёхмерного тела, и не только как трёхмерного тела, но и как всех его телесных же функций.

Платон сам занимался живописью, и, по его мнению, живописцы должны изображать предметы настолько буквально, «чтобы на картине появлялись изображаемые вещи в подлинных размерах и в их подлинных физических соотношениях». Здесь видно, что Платон принцип искусства сводил к механическому изображению. Он не учитывал, что в зависимости от субъективного взгляда живописца изображение вещей тоже оказывается субъективным. Но именно Платон делал акцент на эстетическом отношении к цвету, цвет у него – прежде всего элемент гармонии и красоты.

Была ли статья полезной?
Нравится 5
Просмотров: 1215
ПредВ какой последовательности изучать?
Аристотель о цветеСледующая

Понравилась статья? поделись с друзьями!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
ВКонтакте
Поделиться в odnoklassniki
Одноклассники
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Андрей Константинов

Автор метода Я-Графика, основатель проекта "Нервано" Личный опыт преподавания Нейрографики и Я-Графики с мая 2016г (на сегодняшний день более 600 студентов, тысячи супервизий). Практик Симорона и Цигун более 25 лет. Сертифицированный специалист висцеральных практик

Свежие статьи

  • Штриховка в Нейрографике
  • Творческий режим
  • Мне что-то мешает двинуться дальше…
  • Философия метода
  • Технические активы

База знаний

  • Нейрографика
    • Штриховка в Нейрографике
    • Творческий режим
    • Мне что-то мешает двинуться дальше…
    • Нейрографика Принципы рисования. С чего начать?
    • Подсказка #2 Линия. Направление
    • Подсказка #1 Линия. Начало
    • Подсказка #3 Темп
    • Что мы рисуем в нейрографике?
    • В какой последовательности изучать?
    • Когда и кому помогает Нейрографика
    • Что такое Нейрографика?
  • Теории цвета
    • Гроссетест, Леонардо да Винчи, Баттиста Альберти
    • Аристотель о цвете
    • Платон и цвет
    • Вводная статья
    • Античность. Как видели цвет древние
  • Я-Графика
    • Философия метода
    • Технические активы
    • Я-Графика. О методе
    • Подсказка #3 Темп

Вам могут быть интересны эти курсы

Я-Графика. Стартовые ключи

Описание »

Желание. Вебинар

Описание »

ДЖ#6 Дизайн цели

Описание »

Нейронная графика. Базовый курс

Описание »

Курсы

  • Я-Графика
  • Нейрографика
  • Каталог курсов

Материалы

  • Статьи
  • База знаний
  • Галереи

Школа "Я-Графика!" - ресурсное рисование Проект "Нервано" Андрея Константинова (С) 2021

© Все права на материалы сайта защищены авторским правом РФ. Ни одна часть этих материалов не может быть использована без письменного согласия автора сайта Константинова А.А.

Проект в Интернете

Facebook-f Instagram Vk Youtube

Связаться

  • Войти
  • Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Или войдите через
Facebook
Google
Или войдите через
Facebook
Google
Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.
На этом сайте используются файлы cookies исключительно для обеспечения наилучшего взаимодействия с посетителями. Если Вы согласны, просто закройте это окно
Понятно