БАЗА ЗНАНИЙ ПО НЕЙРОГРАФИКЕ, Я-ГРАФИКЕ

Гроссетест, Леонардо да Винчи, Баттиста Альберти

Начиная с Аристотеля нам нужны семь цветов, чтобы связать крайние белый и черный цвета. Аристотель не всегда дает одни и те же наименования цветов на этой шкале – серый может возникать между синим и черным, а желтый смещаться на противоположную сторону – но при этом количество цветов остается таким же: семь. Мы вновь находим это количество уже у Гроссетеста (Роберт Гроссетест (Robert Grosseteste ок. 1170 — 9 октября 1253) — основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик и практик экспериментального естествознания. Был канцлером Оксфордского университета, епископом Линкольна.
В трактате «О свете или о начале форм» (De luce seu de inchoatione formarum) Гроссетест развивает концепцию «метафизики света», исходящую из понятия о свете как тончайшей телесной субстанции и одновременно как первичной форме и энергии)

С публикацией своей книги De colore Гроссетест добавил новое измерение в нашу культурную историю. Он перевел произведения Аристотеля и задумал новый взгляд на мир, который стал известен как «грандиозная метафизическая интерпретация света». В качестве «prima materia» свет являл собой ему первичную физическую форму, причем пространство было функцией «сияния», воспринимаемой в семи цветах.
Гроссетест осознал, что цвета должны определяться не только в соответствии с их блеском или насыщенностью – мы более подробно объясним, что подразумевается под этими терминами, – но их яркость или белизна также играют определенную роль. Яркий, сияющий красный цвет можно легко отличить от серого, темно-красного цвета. Гроссетест сохранил ось между белым и черным, но разместил их не на классической прямой, а под под прямым углом. Поместив семь равнозначных базовых цветов по оси между белыми (Lux clara или Albedo) и черными (Lux obscura или Nigredo), он открывает новое измерение для цветовых систем. Гроссетете представил, что Lux clara опускалась до цветов – с помощью процедуры, которую он назвал «ремиссией», и что Lux obscura поднималась к цветам – посредством «намерения».

Мы не знаем, какие цвета он хотел видеть, расположенные линейно в средней точке между Альбедо и Нигредо. Черный и белый, вероятно, не были среди них (иллюстрация), подразумевая, что Гроссетест был первым, кто различал два типа цветов, которые в настоящее время известны как ахроматические (а именно черные, серые и белые) и хроматические (все остальные). Оглянувшись на все еще линейную шкалу шести «colori semplici» (простых цветов), которую мы также находим у Леонардо да Винчи примерно в 1510, мы понимаем, что разделение фактических цветов – как они иногда называются – в действительности является трудным и спорным. Примечательно, что в прямолинейном расположении Леонардо есть серия хроматических цветов – giallo, verde, azzuro, rosso (желтый, зеленый, синий и красный) которые противоречат с шаблонам античности, и в то же время начинают напоминать сложившуюся психологическую последовательность, которую мы позже объясним более подробно.

Леонардо как художник изучал цвет и вначале сомневался насчет зеленого, который может быть получен в результате смешивания желтого и синего. Здесь мы можем в первый раз признать разницу, которая должна стать значимой в более поздних системах – разница между первичными и (соответствующими) вторичными цветами. Распределение цветов в значительной степени зависит от создателя конкретной цветовой системы и целей, которые он преследовал. Зеленый цвет определенно относится к обоим категориям, поскольку с физической точки зрения он является основным цветом, но в то же время является второстепенным по отношению к технике живописи (см. Выше). В ходе изучения других систем цвета мы часто сталкиваемся с такими дихотомиями. Цвета формируются и смешиваются по-разному.

Леонардо да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: Красный, Жёлтый, Зелёный, Синий, Белый, Чёрный. Это он описал в своём трактате «О свете и тени, цвете и красках»: «Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое — их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое — вторым, зелёное — третьим, синее — четвертым, красное — пятым и чёрное — шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое — за землю, зелёное — за воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чёрное — за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать». Простыми красками Леонардо называл те, которые не могут быть составлены путём смешения других красок. Чёрное и белое он не причислял к цветам («так как одно есть мрак, а другое свет»), но считал, что в живописи они являются главными, потому что живопись состоит из света и тени. Художники и учёные начинают постигать физическую природу света и цвета. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый, жёлтый, зелёный, красный, синий и чёрный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.

Когда Леонардо размышлял о цветах, он знал о расположении цветов, которое представил его земляк Леон Баттиста Альберти в 1435 году. Оно состоит из четырех (фактических) цветов, которые образуют на доске прямоугольник-Желтый (Giallo, G), Зеленый (Verde, V), Синий (Blu, B) красный (Rosso, R) -, который служит основой для двойной пирамиды, на кончиках которой расположены ахроматические экстремы. Ясно, что семь цветов, используемых Гроссетестом, были оставлены к этому времени, причиной, вероятно, была новая теория радуги, которая была выдвинута в начале 14-го века. В древности Аристотель первоначально обнаружил только три цвета, которые он определил как красный, зеленый и синий. Другие идеи впервые появились в 1000 году или около того, когда в Средние века занялись оптическими экспериментами, и в 1310 году доминиканский монах Дитрих фон Фрайберг, наконец, объединил свои наблюдения цветов неба на фоне темных облаков и признал, что их только четыре. Он назвал их красными, желтыми, зелеными и синими и говорил о первичных “срединных цветах”, из которых могут быть получены путем смешения все остальные.Однако только в 19 веке было проведено различие между отражением света от поверхности и его преломлением, происходящим, например, в радуге. Тем не менее, то, что мы здесь испытываем, – это ранняя форма научного знания цветов, которую смогли принять теоретики цвета эпохи Возрождения. Леон Баттиста Альберти хотел сделать этот конкретный шаг вперед, чтобы создать подходящую систему для смешивания красок, обеспечивая «соотношение colorandi», как он его назвал. Он не передал нам наглядное представление о своих идеях, а лишь написал несколько строк на эту тему в своей книге 1435 года о живописи “Делла питтура”. Мы воспроизвели его расположение, основанное на предложениях американского искусствоведа Чарльза Паркхерста, который помещает четыре основных цвета в замкнутую систему-например, квадрат, хотя круг может в равной степени занять его место, — поскольку они могут быть смешаны в парах как краски, чтобы художник мог нацелиться на все возможные переходы.Снова черный и белые занимают свои места, причем четыре ранее упомянутых хроматических цвета имеют одинаковое расстояние. Поскольку четыре элемента Альберти должны соответствовать четырем “veri colori”, есть проблемы с желтым цветом, который не может быть выделен подходящим образом и позже был заменен Альберти серым: красный соответствует огню, синий-воздуху, зеленый принадлежит воде и серый-земле. В случае Альберти не было четвертого первичного цвета, но среднее значение между абсолютными значениями черного и белого, и полученный серый цвет рассматривался им как цвет земли. Если мы сейчас заменим этот серый на желтый, мы отойдем от его системы и снова вернемся к Аристотелю.Если реконструкция верна, то Альберти был автором цветового круга — по крайней мере, на первый взгляд. Но когда Паркхерст вместе со своим коллегой Робертом Феллером систематически исследовали изобретение “цветового колеса”, они смогли показать, что диаграмму Гроссетеста можно понять пространственно, как показано. (Еще в XIII веке Альбертус Магнус упомянул о круглом расположении цветов). Сам Гроссетест в общем замечает, что весь космос возник из первобытного света, и что философию невозможно понять без «фигур». Он, безусловно, подразумевал под “фигурами” трехмерные объекты.

Метки:
Была ли вам эта статья полезна?
Просмотров: 238
Пролистать наверх

королева эмоций

Открытый мастер-класс по Нейрографике!

10 советов по нейрографике

Скачайте свой экземпляр!

На этом сайте используются файлы cookies исключительно для обеспечения наилучшего взаимодействия с посетителями. Если Вы согласны, просто закройте это окно