- KB Home
- Теории цвета
- Гроссетест, Леонардо да Винчи, Баттиста Альберти
Начиная с Аристотеля нам нужны семь цветов, чтобы связать крайние белый и черный цвета. Аристотель не всегда дает одни и те же наименования цветов на этой шкале – серый может возникать между синим и черным, а желтый смещаться на противоположную сторону – но при этом количество цветов остается таким же: семь. Мы вновь находим это количество уже у Гроссетеста (Роберт Гроссетест (Robert Grosseteste ок. 1170 — 9 октября 1253) — основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик и практик экспериментального естествознания. Был канцлером Оксфордского университета, епископом Линкольна.
В трактате «О свете или о начале форм» (De luce seu de inchoatione formarum) Гроссетест развивает концепцию «метафизики света», исходящую из понятия о свете как тончайшей телесной субстанции и одновременно как первичной форме и энергии)
Гроссетест осознал, что цвета должны определяться не только в соответствии с их блеском или насыщенностью – мы более подробно объясним, что подразумевается под этими терминами, – но их яркость или белизна также играют определенную роль. Яркий, сияющий красный цвет можно легко отличить от серого, темно-красного цвета. Гроссетест сохранил ось между белым и черным, но разместил их не на классической прямой, а под под прямым углом. Поместив семь равнозначных базовых цветов по оси между белыми (Lux clara или Albedo) и черными (Lux obscura или Nigredo), он открывает новое измерение для цветовых систем. Гроссетете представил, что Lux clara опускалась до цветов – с помощью процедуры, которую он назвал «ремиссией», и что Lux obscura поднималась к цветам – посредством «намерения».
Мы не знаем, какие цвета он хотел видеть, расположенные линейно в средней точке между Альбедо и Нигредо. Черный и белый, вероятно, не были среди них (иллюстрация), подразумевая, что Гроссетест был первым, кто различал два типа цветов, которые в настоящее время известны как ахроматические (а именно черные, серые и белые) и хроматические (все остальные). Оглянувшись на все еще линейную шкалу шести «colori semplici» (простых цветов), которую мы также находим у Леонардо да Винчи примерно в 1510, мы понимаем, что разделение фактических цветов – как они иногда называются – в действительности является трудным и спорным. Примечательно, что в прямолинейном расположении Леонардо есть серия хроматических цветов – giallo, verde, azzuro, rosso (желтый, зеленый, синий и красный) которые противоречат с шаблонам античности, и в то же время начинают напоминать сложившуюся психологическую последовательность, которую мы позже объясним более подробно.
Леонардо как художник изучал цвет и вначале сомневался насчет зеленого, который может быть получен в результате смешивания желтого и синего. Здесь мы можем в первый раз признать разницу, которая должна стать значимой в более поздних системах – разница между первичными и (соответствующими) вторичными цветами. Распределение цветов в значительной степени зависит от создателя конкретной цветовой системы и целей, которые он преследовал. Зеленый цвет определенно относится к обоим категориям, поскольку с физической точки зрения он является основным цветом, но в то же время является второстепенным по отношению к технике живописи (см. Выше). В ходе изучения других систем цвета мы часто сталкиваемся с такими дихотомиями. Цвета формируются и смешиваются по-разному.
Леонардо да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: Красный, Жёлтый, Зелёный, Синий, Белый, Чёрный. Это он описал в своём трактате «О свете и тени, цвете и красках»: «Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое — их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое — вторым, зелёное — третьим, синее — четвертым, красное — пятым и чёрное — шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое — за землю, зелёное — за воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чёрное — за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать». Простыми красками Леонардо называл те, которые не могут быть составлены путём смешения других красок. Чёрное и белое он не причислял к цветам («так как одно есть мрак, а другое свет»), но считал, что в живописи они являются главными, потому что живопись состоит из света и тени. Художники и учёные начинают постигать физическую природу света и цвета. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый, жёлтый, зелёный, красный, синий и чёрный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.