Миры Хуана Миро

Хуан Миро был всемирно известным испанским живописцем 20-го века. Он являлся одним из первых художников, который принял участие в движении сюрреализма. Его работы считаются предтечей абстрактного экспрессионизма, делая его частью двух доминирующих направлений искусства того времени.

Искусство Хуана Миро с точки зрения чистой пластики могло бы трактоваться и как беспредметная живопись. Его полотна настолько плоскостны, игра форм и линий сама по себе настолько выразительна и богата, что взаимодействие угадываемых предметов, их детали и тем более связь с бессознательным воспринимались бы скорее так, как происходило в работах Кандинского — на уровне не материальном, а совершенно эмоциональном.
В какой-то мере все эти фарандолы форм напоминают поэтику Клее или Кандинского (глубоко почитаемого Хуаном Миро), изъятую из их мира тонкой недосказанности, намека, глубоких подтекстов. «Картинный зал души» Миро существует при ярком свете современных ламп, он прекрасен своей ясностью, хотя и ограничен ею. Образы, которые в произведениях Эрнста, позднее — Дали вызывали оторопь своей ненужной натуралистичностью, у Миро сведены к изящной декоративной арабеске, к своего рода балету, пантомиме, весьма условному изобразительному спектаклю, рядом с которым сумеречные и натуралистические персонажи, кровавые детали и прочее выглядят уступкой невзыскательному зрителю.
Бретон считал Миро «самым сюрреалистским» среди всех сюрреалистов. И это не было преувеличением. Исключительно живописными средствами (на уровне только цвета, абстрактных форм и линий, освобожденных от какой-либо литературщины) сюрреалистический дух с наибольшей силой передал именно Миро.
Его картины — это окна в некие космические или духовные миры, наполненные уникальной духовно-органической жизнью, отличной от всего того, что известно нам на Земле. Ощущается, что перед нами высокохудожественное выражение некоего эзотерического знания, мистического опыта проникновения в иные реальности, которое не может быть реализовано в нашем мире никаким иным способом.
Для большинства картин Миро характерно создание художественного пространства путем живописной гармонизации нескольких одноцветных (но колористически тонко проработанных, насыщенных системой цвето-тоновых отношений) достаточно плотных туманностей, плавно перетекающих друг в друга. Обычно используются сине-голубые, зеленые, желто-коричнево-охристые гаммы для отдельных туманностей. На ранних этапах (в 20-е г.) для создания ирреального пространства картины нередко использовались не туманности, а абстрактные локальные цветные плоскости (ярко-желтого, красного, синего, зеленого, иногда черного цветов).
Затем эти пространства населяются абстрактными и полуабстрактными причудливыми формами самых различных конфигураций (фантазия Миро в этом плане безгранично изобретательна), большинство из которых под кистью мастера наполняются духом живых органических существ различной жизненно-энергетической сложности и духовной насыщенности: от примитивных амебообразных существ, через некие зоо- и антропоморфные существа, как бы сошедшие с детских рисунков, до сложнейших иероглифических и абстрактных цветоформных образований, излучающих мощную духовную энергию неизвестной природы, активно воздействующую на психику реципиента.
Более характерным для его художественного видения является проникновение (и презентация в своем творчестве) в миры, наполненные внеземным, но близким нам космическим эросом, тем эросом, который открывался, кажется, древним эзотерикам в их сакрально-экстатических мистериях и культовых оргиях. Некоторые работы Миро, особенно позднего периода, для которого характерны предельная напряженность немногих крупных контрастных цветоформ, использование жирного черного контура, иероглифоподобных черных знаков, пронизаны каким-то пророческим, апокалиптическим духом.
Источники: Герман М.Ю. Модернизм, Бычков В.В. Эстетика

Понравилась статья? поделись с друзьями!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
ВКонтакте
Поделиться в odnoklassniki
Одноклассники
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Андрей Константинов

Андрей Константинов

Автор метода Я-Графика, основатель проекта онлайн со-обучения с одноименным названием Преподаватель Нейрографики (инструкторский курс 2016 года П. Пискарева, выход из его личного бренда), опыт преподавания Нейрографики с мая 2016г (на сегодняшний день более 600 студентов, тысячи супервизий). Тренер восточных единоборств, практик Симорона и Цигун более 25 лет.

ДРУГИЕ СТАТЬИ

курсы и тренинги

Если у вас нет вопросов, возможно вы мало думали о прочитанном... Знание рождается из вопросов!

Обсуждение

  Подписаться  
Уведомлять
Все вебинары по 490 рублей
Выбрать!
close-image

10 советов по Нейрографике 

Самое уникальная выжимка из 4-х летнего опыта обучения более 500 человек.
СКАЧАТЬ!
You can unsubscribe anytime.
close-link
Click Me
Пролистать наверх

10 советов по нейрографике

Обложка 500

Скачайте свой экземпляр!

На этом сайте используются файлы cookies исключительно для обеспечения наилучшего взаимодействия с посетителями. Если Вы согласны, просто закройте это окно
Полезные материалы в базе знаний Школы