. Развитие автомобильной промышленности в СССР
Развитие автомобильной промышленности в СССР

Развитие автомобильной промышленности в СССР

Современный автомобиль является результатом большой творческой работы многих людей из самых разных стран [en] мира.

Первым шагом в развитии механического транспорта явилась «самобеглая коляска», построенная в 1751-1752 годах крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым.

В 1784-1791 годах знаменитый русский механик Иван Петрович Кулибин усовершенствовал такую коляску. В его «самокатке» впервые был применен ряд механизмов и деталей, получивших в дальнейшем широкое использование в конструкции автомобиля [en] . Кулибин впервые применил маховик для более равномерного движения коляски, несколько передач — прообраз современной коробки передач, шестеренчатую передачу между взаимно пересекающимися валами, расчлененную ось, тормоза и подшипники скольжения. Таким образом, были созданы предпосылки для появления автомобиля. Однако появлению автомобиля препятствовало отсутствие механического двигателя.

На первых автомобилях устанавливались в качестве двигателя паровые машины, так как другие источники механической энергии еще не были известны.

Первую паровую машину непрерывного действия изобрел и построил выдающийся русский механик Иван Иванович Ползунов. Проект этой машины был закончен Ползуновым в 1763 году, т. е. за 6 лет до того, как паровая машина была построена английским изобретателем Джеймсом Уаттом, которому незаслуженно приписывают изобретение такой паровой машины. До изобретения Ползунова паровые машины использовались только как насосы для подъема воды, не будучи в состоянии приводить в действие механизмы.

Первый в мире бензиновый двигатель внутреннего сгорания был построен в России [en] в 1879-1884 годах, до того как подобный проект был разработан немецким инженером Готлибом Даймлером, до последнего времени незаслуженно считавшимся изобретателем бензинового двигателя.

Двигатель, построенный в России, имел восемь цилиндров (двигатель Даймлера был одноцилиндровым), карбюраторы, систему зажигания от электрической искры и другие приборы, используемые в современных автомобилях. Этот двигатель полностью сохранился (за исключением карбюраторов и некоторых мелких деталей) и находится сейчас в Москве, в Центральном доме авиации и ПВО имени Михаила Васильевича Фрунзе.

Однако, несмотря на выдающиеся изобретения, царская Россия вследствие общей технико-экономической отсталости и зависимости от иностранного капитала не создала автомобильной промышленности. В 1910 году было начато производство легковых автомобилей на Русско-Балтийском заводе в городе Риге, но в 1916 году выпуск был прекращен, причем за весь период было изготовлено только 450 автомобилей. Попытки частных предпринимателей в Орле и Петербурге наладить в 1909 году выпуск автомобилей не заслуживают внимания, так как ими было выпущено всего 15 автомобилей.

Таким образом, автомобильную промышленность пришлось создавать после Октябрьской резолюции.

Первые автомобили советского производства были выпущены в 1924 году (АМО-Ф-15) и в 1925 году (Я-3). Производство этих автомобилей было весьма небольшим по количеству и не могло удовлетворить потребности в автомобилях бурно развивавшегося народного хозяйства Советского Союза. В 1929 году по инициативе Иосифа Виссарионовича Сталина было принято правительственное решение о постройке автомобильных заводов: в Горьком производительностью 100 000 автомобилей в год (полуторатонных и легковых) и в Москве производительностью 25 000 автомобилей в год (грузоподъемностью 2,5-3 т). Это решение положило начало автомобилизации Советского Союза.

В результате успешного строительства автомобильных заводов и быстрого освоения технологии массового производства автомобильные заводы Советского Союза в 1932 году выпустили более 25 000 автомобилей. В докладе на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 года Иосиф Сталин, подводя итоги первой пятилетки, сказал: «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь».

В 1937 году уже было выпущено более 200 000 автомобилей, и по выпуску грузовых автомобилей СССР [en] вышел на второе место в мире и на первое место в Европе, обогнав Англию, Францию и Германию.

По вопросу развития автомобильной промышленности в Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (1946-1950 гг.) сказано: «Довести выпуск автомобилей в 1950 году до 500 тысяч штук».

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 — 1955 гг. предусматривался рост выпуска автомобилей в 1955 году по сравнению с 1950 годом на 20%. При этом значительно увеличивался выпуск дизельных большегрузных, а также газогенераторных автомобилей.

В следующей пятилетке предусматривалось увеличение автомобильных перевозок к 1955 году на 80-85% по сравнению с 1950 годом.

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану поставили задачу «Повысить удельный вес автомобильного транспорта общего пользования в перевозках грузов и пассажиров. Завершить укрупнение автомобильных хозяйств ведомственного значения. Улучшить использование автомобилей и значительно снизить себестоимость перевозок. Расширить сеть авторемонтных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей. Увеличить за пятилетие протяжение постоянно действующих междугородных автобусных линий, примерно, вдвое». (Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы, стр. 24.)

Советским правительством были приняты все меры для широкого развития автомобильного транспорта. Кроме постройки новых и расширения старых заводов, были организованы научно-исследовательские институты, разрабатывающие специальные вопросы теории и практики автомобильно-дорожного дела.

Заводские коллективы, работая совместно с научно-исследовательскими институтами, используя достижения автомобильной техники и опыт ее эксплуатации, создали новые модели отечественных автомобилей, которые по эксплуатационным и конструктивным показателям превосходили иностранные автомобили.

Одним из ярких доказательств высокого технического уровня и достижений нашей автомобильной промышленности являлся также переход Московского автомобильного завода имени И. В. Сталина на массовое производство новой модели автомобиля без прекращения выпуска продукции. Перевод на производство новой модели без остановки завода был осуществлен впервые в истории автомобилестроения.

1 июля 1896 года на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль создателей – Евгения Яковлева и Петра Фрезе.

31 марта 1902 года Петербургское «Акционерное общество машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода «Г.А. Лесснеръ»» заключило контракт с немецкой автомобилестроительной компанией «Даймлер-Моторен». Этот шаг был предпринят после слияния «Даймлер-Моторен» с фирмой «Бенц», в итоге ставшей концерном «ДаймлерБенц». Этот контракт был заключен на исключительное право сборки в России автомобилей марки «Даймлер». Производство этих машин велось всего семь лет, до 1909 года. И до этого момента было выпущено около 100 автомобилей: грузовиков, первых отечественных пожарных машин, омнибусов и лимузинов. Двигатели для фирмы «Даймлер» разработал русский инженер Борис Луцкой. В соответствии с договором, с каждой стороны автомобильных моторов должна была крепиться табличка «Луцкой-Даймлер», но «Даймлер» незаконно присвоил патент себе.

4 декабря 1946 года в Москве был собран первый легковой автомобиль «Москвич-400»:

9 апреля 1959 года с конвейера Кременчугского автомобильного завода сошел первый грузовик. Им стал автомобиль-самосвал КрАЗ-222 «Днепр» с колесной формулой 6х4 трехосной конфигурации с приводом на два задних моста грузоподъемностью 10 тонн.

10 октября 1956 года с конвейера сошла первая серийная ГАЗ-21 «Волга».

1 октября 1960 года с конвейера сошёл первый «Запорожец».

28 марта 1971 года была сдана в эксплуатацию первая очередь Волжского автомобильного завода, начался выпуск автомобиля «Жигули».

5 апреля 1977 года началось серийное производство внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». Легендарная модель Волжского автозавода совмещала в себе комфортабельность легкового автомобиля и проходимость вездехода, чем заслужила признание среди автолюбителей всего мира.

28 марта 2001 года было одобрено создание совместного предприятия General Motors и АвтоВАЗА. На мощностях нового СП организовали производство компактных внедорожников Chevrolet Niva — перелицованных версий отечественной модели ВАЗ 2123 «Нива».

В последнее воскресенье октября отмечается «День автомобилиста» в России, Беларуси, Украине [en] .

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: